Российская ассоциация историков Первой мировой войны

Дневник рядового солдата Великой войны

Дневник рядового солдата Великой войны (текст дневника Р.М.Фишелева) (текст)

 

Предисловие

С детства я слышал в семье, что дедушка участвовал в Первой мировой войне, как некоторые тогда говорили, в «империалистической». Я знал, что дед хранил свои дневники тех военных лет. Они теперь у меня и, думаю, пришло время опубликовать этот еще один уникальный субъективный взгляд на те великие события. Взгляд на войну глазами вчерашнего гражданского человека, рядового солдата, из окопов, а потом и из барака лагеря военнопленных. Все повествование наполнено бытовыми деталями и пропитано личным отношением. Поэтому не лишними будут несколько слов о личности автора.

Мой дед, Фишелев Рувим Моисеевич, родился в 1890 году, в Сибири, в селе Казаткуль Каинского уезда Томской губернии, сейчас это село в составе Новосибирской области, рядом со станцией Татарск. Он был старшим сыном, вторым по старшинству из восьми детей. Отец его выделывал кожи в своей мастерской, но занимался, кроме этого, еще земледелием – видимо, дохода от ремесла не хватало для прокорма большой семьи. Естественно, Рувим с детства был приучен и к семейному ремеслу, и к труду на земле. В Сибирь еврейская семья попала из Вильны (Вильнюса), откуда после поражения польского восстания, в 1864 году, был сослан со всей семьей дед моего деда.

Видимо, по наследству что-то бунтарское было и в характере автора военного дневника, моего деда. В дневнике эта особенность мировоззрения часто проявляется. Известно, что в Омске, куда семья переехала перед войной, Рувим был участником местного кружка народников.

Мобилизован он был в конце 1914 года, в середине 1915 года попал в плен к австрийцам. После плена, в 1918 году, вернулся в Сибирь, там женился. Дожил до 85 лет. Я хорошо помню его в пожилом возрасте. Активный и подвижный, но в то же время уравновешенный и рассудительный, а в некоторых вопросах даже педантичный. Был сильным игроком в шахматы. До старости любил работать на земле, в саду.

Хорошо помню, что дед уже в пожилом возрасте активно переписывался с товарищем по годам плена из Чехословакии, на немецком языке, который изучил в плену. От этой переписки сохранились открытки и фотографии тех мест в Чехии, которые упоминаются в дневнике.

46-й Сибирский стрелковый пехотный полк, солдатом которого был Рувим Фишелев, входил в состав 12-й Сибирской стрелковой дивизии. Дивизия начала формироваться по мобилизации, объявленной в Российской империи в ответ на нападение Австро-Венгрии на Сербию в июле 1914 года. Дивизия участвовала в боях Юго-Западного фронта на территории Западной Галиции. В апреле 1915 года 12-я Сибирская дивизия в составе 24-го корпуса противостояла главному удару австрийцев. К 16 мая, несмотря на пополнения, в дивизии осталось 2000 бойцов или 13 % штатного состава. Именно в период этих боев, 28 апреля, попал в австрийский плен Рувим Фишелев.

За Первую мировую войну четыре полка 12-й Сибирской дивизии суммарно потеряли 5257 солдат убитыми, 19937 ранеными, 20714 пропавшими без вести, что составляло три полных состава.

Некоторые моменты в тексте могут удивить. Например, мы часто слышим, что жители Галиции всегда были нелояльны по отношению к Российской империи, Советскому Союзу, России. Однако, далее цитата… «По дорогам отступают вместе с нашими солдатами галициане, худые, изнуренные женщины, девушки, маленькие дети, старики – босые, голодные, тащатся на своих фурах, запряженных парой волов или коров, еле передвигаются. Больно смотреть на этих бедных людей, зачем они страдают, чем они виноваты, что паны дерутся». Здесь же упоминается, что в городке Бжезов «жителей нет, все ушли».

Еще интересный момент. В лагере военнопленных австрийские власти почему-то расселили пленных по национальностям, есть еврейские, польские, татарские бараки. Возможно, они считали, что таким образом уменьшат количество конфликтов между пленными. Автор высказывает недовольство условиями содержания – понятно, это далеко не курорт. Однако ясно, что обстановка разительно отличается от нечеловеческих условий в концлагерях Второй мировой.

При подготовке к публикации я внес минимальное количество комментариев. Это только примечания, разъясняющие некоторые, сейчас неиспользуемые слова, а также современные польские и чешские названия населенных пунктов, которые упомянуты в дневнике. Некоторые населенные пункты не сразу удалось идентифицировать, часть сменили названия, но в результате не идентифицированными остались единицы.

 

Владимир Фишелев,
18 апреля 2014 года

Текст публиковался: 

  1. Фишелев Р. Дневник рядового солдата Великой войны // Рейтар. Военно-исторический журнал. 2014. № 2(64). С. 199-234; № 3(65). С. 138-162.
  2. Фишелев Р. Первая мировая – виденное и пережитое // Наука и религия. 2014. № 8(658). С. 11-17.

  

 

 

 

 

 

 



Автор: Владимир Яковлевич ФИШЕЛЕВ | Дата добавления: 2014-10-03 | Просмотров: 3715

Издания ассоциации

Первая мировая война, Версальская система и современность

Чичеринские чтения. «Революционный 1917 год»: поиск парадигм общественно-политического развития мира.

От противостояний идеологий к служению идеалам: российское общество в 1914-1945 гг.: Сб. ст. / под ред. М.Ю. Мягкова, К.А. Пахалюка. М., 2016.

Партнеры