В главе указана литература, где говорится о священниках, религиозности солдат и генералов, приводятся различные эпизоды с участием священников, рассказывается о мистических видениях (видение Божьей Матери в Августовских лесах). Сюда входят и различные мистические случаи, к примеру, затмение, которое случилось во время наступления русских армий в Восточную Пруссию. Многие солдаты истолковали его как плохое знамение.
Из представленных ниже работ интересна каждая. Но особенно выделяется исследование протоиерея Г. Бирюкова, где подробно рассказывается о пребывании в Восточной Пруссии многих священников. Сведения об иконе Августовской Божьей Матери он взял с сайта: www.pobeda.ru. А на www.cofe.ru имеется статья М. Пришвина о Втором Августовском сражении, где автор пишет о своем пребывании в монастыре. Интересны также мемуары А.А. Успенского и К. Румшы.
Бирюков Г.История православия в Восточной Пруссии с 16 века по 1945 год. - Нестеров, 2005. – 75 с.
С. 45 – 55 (священники на войне, их подвиги, видение богоматери в августовских лесах, визит Г.И. Шавельского);
Булгаковский Д.Г.Великая война в 1914, 1915, 1916 годах: Выдающиеся события на пути защиты России в ее целости чести и достоинстве. – Пг.: Типография Об-ва распростр. религ-нравств. просвещ., 1916. – 58 с.
С. 34 (поруганные в Вержболове и Млаве святыни);
Великийкнязь Гавриил Константинович. В мраморном дворце. – М.: Захаров, 2001. – 384 с., ил.
С.228 (о затмении), с. 229 (о последнем напутствии поручика Кауфмана протоиереем Георгием Спасским);
Во вражескомплену // Победа, победившая мир. – 2004. - № 17.
С. 7 (о священниках, попавших в плен);
Воронович Н.Всевидящее око: Из быта русской армии // Новый Часовой. – Санкт-Петербург, 2006. - № 17-18. – С.183 – 192.
С. 186 (кратко о полковом священнике гвардейского кавалерийского полка);
Геройиеромонах // Вестник военного и морского духовенство. – 1915. - №11-12. - С. 380 – 383.
Эпизод из боев, недалеко от Шталлупенена.
Гоштовт Г.Кирасиры Его Величества в Великую войну. – Париж, 1938. – 222 с., сх.
С. 28 (о литургии в этом полку утром 6 / 20 августа на праздник Спаса Преображения);
Гуськов А.119 пехотный Коломенский полк в Великой войне // Доброволец-XXвек. – 2004. - №2(4).
С. 21 (о подвиге священника А. Пашина в Гумбинненском сражении);
Дневники императора Николая II. / Общая ред. и пред. К.Ф. Шацило. – М.: Орбита, 1991.– 736 с.; цв. вклейки.
С. 489 (о священнике, спасшем полковое знамя). См. также:
Шевяков Т.Н. Знамена и штандарты российской императорской армии конца XIX– начала XXвв. / Худож. О.К. Пархаев. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 48 с., 8 цв. ил.
Звегинцов В.Н.Кавалергарды в великую и гражданскую войну. 1914-1920 год. - Париж: Издательство Е. Сияльской, 1936. – 168 с.: сх.
С. 19 (о полковом священнике), с. 56 (об отпевании и захоронении погибших в Каушенском сражении); 57 (о затмении), с. 95 (упоминание о контузии полкового священника Стефана Щербаковского);
Панихида немецкого священника над погибшими русскими солдатами под Тильзитом;
Карнов В.Велау в 1914 году // Наша жизнь. – 1994.- 12 марта. – С. 3.
Упоминание о службах в церкви города во время русской оккупации;
Козельский О.Записки батарейного командира.– Пг.: Издание Б.А. Суворина, 1915. – В.1. – 97 с.: сх.
С. 5 (о поклоне автора иконе Божьей Матери);
Ларионов Я.М.Записки участника мировой войны: 26-я пехот. дивизия в операциях 1-й и 2-й рус. армий на Вост. Прус. и Польск. театрах в начале войн: (Сост. по дневнику и полевым документам). – Харбин: Рус.-Маньчжур. книготорговля, 1936. – VI, 220, 13 с.: схем, портр. – Прил.: Свидетельские показания о действиях и распоряжениях ген.-майора Ларионова в боях 26 пехот. дивизии с 28 авг. по 29 авг. 1914 г. кап. Косолапова.
С. 3 (упоминание о напутственном молебне);
Людендорф Э.Мои воспоминания о войне 1914-1918гг. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 800 с.: сх.
С. 60. (упоминание о молитве Э. Людендорфа и П. фон Гинденбурга после Танненберга);
Маслов П.На перевязочном пункте (Из дневника военного священника) // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. - № 9. – С. 273-275.
Кратко о работе священника на перевязочном пункте в начале февраля, в тылу конницы Леонтовича.
Маркозов В.В.Тяжелое недавнее прошлое: (О пребывании автора – врача Красного Креста в плену у немцев). - Пг.: Тип. «Биржевых ведомостей», 1915. – 21 с.
С. 19 (упоминание о том, что немцы в качестве трофеев забирали и иконы);
Марченко К.Прошло 90 лет // Хроники Амбера. – 2004. – 22 сент. – С. 7.
О молитве немецкого священника над русскими солдатами;
Муйжель В.В. …с железом в руках, с крестом в сердце: (На восточно-прусском фронте). - Пг.: Издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1915. – 265 с.: ил.
С. 237 (упоминание о полковом священнике, оглядывающем Лык);
Плевицкая Н.В.Мой путь с песней // Сельская новь. -2002. - 9 янв.
С.3. (рассказ о геройстве священника);
Радонич Б.Дневник сестры милосердия, прожившей в германском плену без малого 4 месяца. - Пг.: Тип т-ва Суровина, 1915. – 76 с.
С. 3 – 4 (теплые воспоминания о полковом священнике);
Рождественский В.В.Записки художника. - М.: Советский художник, 1963. – 219 с.; ил. 1 л. портр.
С. 42-43 (описание затмения);
Румша К.Ю.Пребывание в германском плену и геройский побег из плена. - Пг.: Тип. имп. Николаев. воен. акад, 1916. – 107 с.
С. 10 (о посещении русскими пленными немецкой церкви), с.21 (о роли священников для автора, во время пребывания в плену);
С. 69 (упоминание об обедни и причащении после первых боев и о том, что князь Иоанн Константинович служил за дьячка), с. 119 – 121 (мистический случай с автором), с. 136 (упоминание о том, что немцы пользовались русской походной церковью как отхожим местом), с. 160 (предсказание генерала Волкобоя о гибели России, когда был получен пакет о том, что надо сократить артиллерийский огонь до минимума); с. 164 (об отпевании русским священником немецких солдат при погребении), с. 167 (об отправлении двумя немецкими старухами своего Рождества и участии в церемонии русских офицеров);
Успенский А.А.На войне: Восточная Пруссия – Литва. 1914-1915г.г. (Воспоминания). – Каунас: Тип. В. Ф. Бутлера, 1932. – 226 с.: сх.
С. 9 (молитва перед полковым знаменем), с. 19 (падение полкового образа во время молитвы т подаренном женой образке Божьей Матери), с. 24 (пророчество), с. 26 (о священнике Василии Нименском, попавшем в плен в Шталлупенене), с.57 (отпевание погибших в Гумбинненом сражении), с.58 (затмение), с. 77 (мистическая смерть). с. 82 – 83 (спасительный образок Божьем Матери), с. 111 – 112 (роковое предчувствие), с.140, 153 (молитва Богоматери), с. 156, 159-161 (Рождество), с. 166 (война – Божья гроза), с. 168 (суеверие при встрече Нового Года), с. 170 (упоминание о крещении), с. 173-174 (о Явлении Красного креста);
Ф.Л.Герой иеромонах о. Феликс // Вестник военного и морского духовенства. – 1915. - № 13-14. – С. 420-422.
О геройском поведении священника в бою 29 августа (по ст.ст).
Фарберов А.Заступничество Богородицы за русских воинов в Великую войну 1914 года. Августовская икона Божией Матери. – М.: Ковчег, 2007. – 336 с.
Подробное исследование об иконе Августовской Божией Матери: описание боев, истории создания образа, почитание ее во время и после Первой мировой войны, описание чудес, связанных с ней. Используются архивные источники. Богато иллюстрирована.
Чимаров С.Ю.Русская православная церковь и вооруженные силы России в 1800-1917 гг. – СПб: Нестор, 1999. – 272 с.